Воистину, спешка/торопливость, является порицаемым качеством, а в основе это качество исходит от шайтана. Ведь в спешке человек совершает множество необдуманных, неправильных, порицаемых и даже запрещённых дел. Поэтому некоторые учёные включали спешку в число грехов, к тому же тяжких. См. “аз-Зауаджир” 1/215.
Всевышний Аллах в качестве порицания сказал: «Воистину, человек тороплив» (17: 11).
Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спокойствие от Аллаха, а спешка от шайтана». Абу Я’ля 3/1054, аль-Байхакъи 10/104. Хадис достоверный. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 2/120, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1795.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Поистине, спешка от шайтана по той причине, что она является легкомыслием, безрассудством и вспыльчивостью в человеке, которая мешает ему проявлять осмотрительность и мягкость, а также удостоверяться. Она становится причиной того, что вещи не ставятся на свои места, следствием чего является многочисленные виды зла и препятствие многочисленным видам блага. Спешка – это спутник сожаления, поскольку мало было случаев, когда спешка не оборачивалась сожалением”. См. “ар-Рух” 1/258.
Со слов Са’да ибн Аби Уаккъаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Неторопливость следует проявлять во всех делах, кроме деяний, связанных с миром вечным». Абу Дауд 4810, аль-Хаким 1/62. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 3009.
И об этом Слова Всевышнего Аллаха: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» (3: 133).
Всевышний Аллах также сказал: «Состязайтесь же в добрых делах» (5: 48).
Исходя из сказанного становится ясно, что в основе своей спешка является порицаемой, кроме вещей, связанных с благом. Более того, в некоторых случаях спешка является похвальной. Так, некоторые саляфы, в числе которых Хатим аль-Асам, говорили:
“Спешка от шайтана, кроме пяти случаев, в которых спешка является Сунной:
– в угощении гостя;
– в приготовлении покойного к погребению;
– в выдаче замуж девственницы, если она достигла брачного возраста;
– в возвращении долга, чей срок уплаты подошёл.
– и в покаянии за совершённый грех”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 7/8, Ибн аль-Джаузи в “Ахкам ан-ниса” 304.
Воздержание от спешки во время смуты
Рассмотрение последствий дел, отсутствие поспешности и проявление терпения – это самый эффективный фактор недопущения смуты. И это подтверждается словами славного сподвижника – ‘Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Поистине, появятся сомнительные, неясные дела, и тогда вам следует проявлять выдержку и рассудительность. И поистине, быть последователем в благом лучше, чем быть предводителем в плохом!“. Ибн Абу Шейба “аль-Мусаннаф”, 38343; аль-Байхакъи “аш-Шу’аб”, 9886.
Он заповедовал выдержку, а это – терпение и отсутствие спешки.
Имам аль-Бухари передал слова ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Не будьте спешащими! Не будьте разглашающими о смуте, и сеющими ее! Поистине, вас ждет тяжелое испытание, заставляющее увядать, и тягостные дела, которые продлятся долгое время“. См. “аль-Адаб аль-муфрад”, 327.
Он запретил поспешность. Человек должен быть терпеливым, поступать осмотрительно, и прежде чем приступить к делу, он должен обдумать его и рассмотреть его последствия.