автор: Н.М.Гринчук, основатель международной школы здоровья ecoNadi, специалист по традиционным системам оздоровления.
Аффирмация (от лат. affirmatio — утверждение, подтверждение) — утвердительное (положительное) суждение [1]. В популярной психологии аффирмация — это позитивное утверждение, краткая фраза самовнушения, создающая якобы правильный психологический настрой. Метод самостоятельного, осознанного самовнушения начал активно развиваться в начале XX века в рамках учений о самопомощи (У. Аткинсон, Н. Хилл, Д. Карнеги), одним из первых и самых известных примеров сознательного самовнушения является метод психолога Эмиля Куэ («с каждым днем мне становится все лучше и лучше»). Термин «аффирмация» обрел популярность после выхода работ по самопомощи Луизы Хэй [2].
У меня есть претензии к позитивной психологии в целом. Некоторые ее следы вижу у своей аудитории. Много бед она наделала. Но это отдельная большая тема. В целом этот весь позитивный позитив — причина проблем, а не их решение.
Что не так с общепринятыми аффирмациями
Чаще всего под аффирмациями имеются ввиду повторение (самовнушение) таких фраз как: «Я верю в себя», «Я самая привлекательная и обаятельная», «Я смогу!», «Я справлюсь!», «Я с радостью встречаю день!», «Я всегда спокоен» и т.д.[3] Или фраз типа «каждый день и во всех отношениях я становлюсь лучше и лучше» [4] и т.п.
В моменты душевных подъёмов и более-менее стабильное время действительно такое самовнушение может вдохновлять, придавать сил и уверенности. Но… По факту в реальности человек не может быть тотально уверенным в себе или идти всё время вверх (“становиться всё лучше и лучше каждый день”), и его периодически настигают кризисы и испытания, сомнения и неуверенность (и это признак психического здоровья, если эти сомнения не переходят границы). Человек порой справляется, а временами нет. Иногда спокоен, а иногда нет (и это тоже признак психического здоровья. Только тяжело больной псих всегда в одном и том же состоянии или тотально и без сомнений уверен в себе). Порой человека полностью удовлетворяет его внешность, его профессиональные успехи, его физическое состояние, а порой в силу разных обстоятельств появляются или выявляются объективные огрехи и недостатки.
То есть вышеперечисленные формулы самовнушения по факту являются самообманом и навязыванием себе ложных ожиданий, что закладывает мину замедленного действия. И, во-первых, даже в благополучное время при их проговаривании у человека закрепляется внутренний конфликт между осознанным или подсознательным пониманием реальности, и тем, что он пытается себе внушить. Человек как бы формирует себе ложные опоры, хоть и сам ощущает их шаткость, что добавляет ощущение нестабильности, в том числе, психической. Во-вторых, во времена кризисов, испытаний и упадка сил настигает боль и горечь от столкновения своих ожиданий с реальностью, и тогда эти формулировки только раздражают. Человек как будто остается один на один с суровой реальностью и обманутыми надеждами. И хотя, по идее, аффирмации должны помогать проживать именно темные полосы жизни, но они только ухудшают состояние.
С помощью аффирмаций человек как бы пытается создать опору на самого себя, на свои силы, способности и качества. Но сам по себе человек — очень не устойчивая система. Достаточно вспомнить одно из названий нашего главного органа на арабском языке: къальб (сердце) — от глагола «къоляба». Даже русскоязычному читателю будет ясен смысл этого слова без лишних пояснений, так как смысл слова сопряжён со словом «колебать(ся)». “Вращать, переворачивать, изменять, превращать”. [5]
إنّ القُلوبَ بَيْنَ إصْبعَيْنِ مِنْ أصابِعِ اللَّهِ يُقَلِّبُها
( حم ت ك ) عن أنس .
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, сердца (сынов Адама) находятся между двумя пальцами Аллаха, которыми Он переворачивает (их)».
Этот хадис передали Ахмад 3/112, ат-Тирмизи 2140, аль-Хаким 2/289 со слов Анаса. [6]
Зикр
الَّذِينَ آمَنُوا وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ اللَّهِ أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ
Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца? (сура Гром, 28-й аят) [7]
В противовес вышеупомянутым аффирмациям азкары – поминания Аллаха, в которых так же используются формулы для самовнушения (коррекции убеждений). Но они все – про настоящую твердую непоколебимую опору. В азкарах делается акцент на упоминании Всевышнего, Его Атрибутов и качеств, которые являются абсолютно неизменными от самого момента сотворения мира [8]. Такие формулировки действительно помогают сформировать надёжную опору (в первую очередь, для психики), которая незыблема и неизменна вне зависимости от состояния самого человека или даже всего человечества в целом.
Чтобы такие «аффирмации» работали, необходимо понимать, ЧТО именно вы произносите. Зикр хотя бы только языком — это лучше, чем ничего. Но зикр с пониманием и убежденностью — это то, что будет давать эффект. Просто бормотание непонятных слов может утомлять и даже раздражать. Как минимум, вкус их так ощутить невозможно. А произнесение с пониманием и убеждённостью дают полноценный эффект без условностей и ограничений.
В связи с этим я рекомендую для получения максимального эффекта от азкаров:
1. Изучать коранический арабский язык.
2. Изучать Имена Аллаха, Его Атрибуты и качества, так как каждое из них имеет глубокий и многогранный смысл. Для формирования твёрдой внутренней опоры важно иметь именно глубокую убеждённость и уверенность.
2.1. Здесь как необязательный подпункт для любознательных интеллектуалов рекомендую вместо чтения различных блогов, развлекательного контента, популярной психологии и прочего изучать различные науки типа физики, химии, математики, которые помогают глубже понять имена и атрибуты Аллаха. Во всяком случае, именно мне, скептическому скептику и критическому критику, фундаментальные знания из области естественных наук помогают лучше понять, принять и усвоить знания из достоверных религиозных источников.
3. Изучать правильное произношение арабских букв. Это повысит терапевтический эффект и за счет уверенности, что вы произносите всё верно, и за счет физического воздействия на организм (подробнее), и за счет эстетического и физического наслаждения от правильно проговоренных звуков.
4. Заучивать, вводить или возобновлять азкары постепенно, а не все скопом за один день. Во-первых, это будет профилактикой срывов. Во-вторых, вам это обеспечит постепенность внедрения первых трёх пунктов.
“…больше всего Аллах любит такие дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет мало“.
Ахмад 6/125, 273, аль-Бухари 6464, Муслим 2818.[6]
5. Стараться проговаривать формулировки азкаров не только языком и умом, но и сердцем. Для этого необходимо ликвидировать причины нецелостности, которые мы обсуждаем в нашем с вами пространстве школы здоровья.
Здесь напомню, что любой поиск каких-то особых вспомогательных инструментов и средств терапии – это попытка избавиться от тревоги и найти успокоение. Если вы это обнаруживаете в себе, то рекомендую пройти так же урок, посвященный зависимости от лекарственных средств (аффирмации можно отнести сюда же) и вообще любым формам зависимости, и узнать там самую главную формулу самой эффективной “аффирмации”.
Жду от вас обратной связи, вопросов, возражений, дополнений.
Особенно ценными для меня будут рецензии от экспертов-арабистов и людей, имеющих религиозное образование.
Экспертные рецензии попрошу давать с указанием вашего имени и ссылки на вас, чтобы я могла добавить цитату ваших слов к материалу и сослаться там на вас.
Рекомендуемая литература для изучения:
- Коран
- САИД ИБН АЛИ АЛЬ-КАХТАНИ // ТОЛКОВАНИЕ ПРЕКРАСНЫХ ИМЕН АЛЛАХА. Читать онлайн. Купить печатную версию.
- Cахих аль-Азкар. Слова поминания Аллаха из достоверных хадисов.
Абу-ль-Хасан Мухаммад бин Хасан аш-Шайх.: читать онлайн или купить кнугу - Мольба – защита мусульманина. Автор: Шейх аль-Кахтани. Читать и слушать онлайн. Купить печатную версию.
список источников, используемых при написании статьи:
- Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
- Википедия
-
50 полезных аффирмаций на каждый день. Лайфхакер
- Эмиль Куэ
- Арабско-русский словарь. Х.К.Баранов
- Энциклопедия хадисов.
- сура Гром, 28-й аят.
- Cахих аль-Азкар. Слова поминания Аллаха из достоверных хадисов.
Абу-ль-Хасан Мухаммад бин Хасан аш-Шайх - Self-Affirmation Improves Problem-Solving under Stress. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3641050/
- Self-affirmation activates brain systems associated with self-related processing and reward and is reinforced by future orientation. Social Cognitive and Affective Neuroscience, Volume 11, Issue 4, April 2016, Pages 621–629, https://doi.org/10.1093/scan/nsv136
- Reinstating the Resourceful Self: When and How Self-Affirmations Improve Executive Performance of the Powerless. Reinstating the Resourceful Self: When and How Self-Affirmations Improve Executive Performance of the Powerless – Sumaya Albalooshi, Mehrad Moeini-Jazani, Bob M. Fennis, Luk Warlop, 2020 (sagepub.com)
Спасибо , было интересно прочитать
На здоровье
БаракАллаһу фики,я по себе знаю что ни что так не успокаивает как поминание Аллаха.И как только я начинаю небрежно относится к поклонению мной овладевает грусть или тревога .И когда сталкиваешься с проблемами и просишь облегчение, все проблемы оказываются такими некчемными.Пусть Аллах приумножить ваши знания и сделает вас полезной для уммы,амин
Ма ша Аллаһ
Здорово, когда ты верующий и тебе не приходится искать опору в ТОЛЬКО таком несовершенном себе. Вера – такое облегчение для нас ?
Желаю, чтобы как можно больше ещё не уверовавших прочитали эти статью