Освобождение сердца от ложного

ОСВОБОЖДЕНИЕ СЕРДЦА ОТ ЛОЖНОГО – НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ЕГО ПРИВЯЗАННОСТИ К АЛЛАХУ

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

“Пригодность чего-либо для того, для чего его используют, обусловлена отсутствием в нём противоположного ему. Это правило действует как в отношении объектов и предметов, так и в отношении убеждений и устремлений.

Если сердце наполнено ложным, как в том, что касается убеждений, так и в том, что касается любви, в нём не остаётся места для истинных убеждений и любви к ним. Точно так же, если язык занят бесполезными разговорами, его обладатель лишается способности произносить то, что приносит пользу — если только он не прекратит произносить ложное. Так же и остальные органы тела: если они заняты чем-то помимо покорности Аллаху, то их невозможно занять покорностью Ему до тех пор, пока они не перестанут заниматься тем, что противоположно ей.

Так же и сердце, занятое любовью не к Аллаху, стремлением и близостью не к Нему — его невозможно занять любовью к Аллаху, стремлением к Нему и Его любви и желанием встречи с Ним до тех пор, пока оно не будет освобождено от привязанности к кому-то или чему-то помимо Него. Так же невозможно заставить язык шевелиться ради поминания Аллаха, а органы тела — ради служения Ему до тех пор, пока они не будут освобождены от поминания кого-то другого и служения кому-то другому.

Когда сердце занято творениями и знанием, не приносящим пользы, то в нём не остаётся места для занятия Аллахом и познанием Его имён, качеств и постановлений.

Секрет прост: внимание сердца подобно вниманию уха. Если оно внимает не повествованию Аллаха, то оно не сможет одновременно внимать ему и понимать его. И если оно склоняется к любви не к Аллаху, в нём не остаётся склонности к любви к Нему. И когда его сердце поминает не Его, то у него не остаётся возможности поминать Его, как и в случае с языком.
Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в достоверном хадисе:

«Для любого из вас лучше, чтобы его чрево наполнилось гноем, который разъест его, чем чтобы оно наполнилось стихами».

Так он разъяснил, что чрево может наполниться стихами.

Оно также может наполниться сомнениями, подозрениями, выдумками, безосновательными предположениями, бесполезными знаниями, пустыми шутками, историями и так далее.

И когда сердце наполняется подобным содержанием, приходят истины Корана и знание, которое несёт ему совершенство и счастье, и не находят для себя места в сердце такого человека, и сердце это не принимает их. И они направляются в другое место, оставляя и покидая его. Точно так же когда чистосердечные наставления даются сердцу, наполненному тем, что по сути своей противоположно этим наставлениям, они не могут проникнуть в него. Оно не принимает их, и они не могут просочиться в него и, как следствие, просто проходят мимо, не задерживаясь. Поэтому и было сказано:

Сердце своё освободи от всего, кроме Нас,
Наша забота достанется каждому освобождённому,
Терпенье — тесьма, которой завязано
сокровище близости к Нам:
Кто развяжет тесьму, сокровище то заполучит…

А Аллах оказывает помощь.

См. “Фаваид”, 64-66, “Избранное”, 1/100-101

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.