Оставь внушающее тебе сомнения, (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает

Этот хадис привел ат-Тирмизи (№ 2442), Ахмад (№ 1630) и Ибн Хиббан (№ 722) от аль-Хасана ибн ‘Али, да будет доволен Аллах им и его отцом. Он сказал:

От посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я запомнил следующее:

„Оставь внушающее тебе сомнения, (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает. Воистину, истина – это спокойствие, а ложь – это сомнение“.

Аль-Альбани сказал, что этот хадис достоверен. В версии ан-Насаи (№ 5615) хадис приходит без второй части: “Воистину, истина – это спокойствие…”.

Аль-Манауи, да помилует его Аллах, сказал: „Оставь внушающее тебе сомнения“, то есть оставь то, в отношении благостности или скверности, или в отношении дозволенности или запретности чего ты сомневаешься. „…(и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает“, то есть устремись к тому, в чем у тебя нет сомнений, к тому, в дозволенности и благостности чего ты убедился. „Воистину, истина – это спокойствие“, то есть (узнав истину), сердце обретает спокойствие, „…а ложь – это сомнение“, то есть из-за неё сердце тревожится и беспокоится. Ат-Тыби сказал: „Эти слова являются правилом для предыдущих слов. Смысл их в том, что если ты обнаружишь в себе неуверенность в отношении чего-либо, то оставь это, так как истина вселяет уверенность в (сердце) верующего и дает ему спокойствие, а ложь заставляет сомневаться. Зародившиеся сомнения извещают тебя о ложности (задуманного), посему остерегайся его. А твое спокойствие в отношении чего-либо являются предчувствием его истинности, так держись же этого“ (Файду-ль-Кадир. Т. 3. С. 529).

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис относится к кратким фразам, несущим в себе глубокий смысл. Что может быть лучше и полезнее для раба, если он последует (совету) этой фразы?! Любого человека постигают многочисленные сомнения, и мы скажем ему: „Оставь то, что вызывает у тебя сомнения, и обратись к тому, что не вызывает их, чтобы ощутить спокойствие и избавиться от сомнений“. Оставь каждое дело, которое сопровождается сомнением и беспокойством, и обратись к такому, что сомнений не вызывает. И это (правило верно) тогда, когда человек не является постоянно сомневающимся, не испытывает наущений. Если человек стал испытывать наущения, постоянно сомневаться, то он не должен обращать на них внимания.

Ситуации, когда возникают сомнения, бывают во время совершения поклонения, в отношениях между людьми, встречаются в вопросах, связанных с браком, и во всех остальных областях знания.

Вот пример подобной ситуации во время поклонения. У человека нарушилось омовение, а после он совершил молитву. После этого он стал сомневаться: совершил ли он новое омовение для молитвы после того, как оно было нарушено, или нет? Он сомневается. Если он совершил омовение, то его молитва верна, а если нет – является недействительной. Он остался в сомнениях и беспокойстве. Но мы ему скажем, чтобы он оставил сомнения и обратился к тому, в чем их нет. Сомнения в этом случае – это верность молитвы, и они пропадут, когда он совершит омовение и (заново совершит) молитву.

Обратный предыдущей ситуации пример. Человек совершил омовение и молитву. Но после стал сомневаться: не нарушилось ли у него омовение? Мы скажем ему, чтобы он оставил сомнения и обратился к тому, в чем их нет. У тебя есть то, в чем ты уверен, – наличие омовения. А после ты стал сомневаться: было ли осквернение, было ли нарушено омовение? Оставить необходимо сомнение, а именно мысль о том, не нарушилось ли омовение. Оставь его и обрети покой….» (Шарху-ль-арба‘ин ан-нававийа. С. 155).

Этот хадис является основным в главе о богобоязненности, набожности и побуждении оставлять сомнительное. Он также является основным хадисом в разделе о том, что придерживаться необходимо того, в чем человек уверен, а то, в чем сомневается, оставлять.

Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал:

Хадис говорит о том, что следует оставлять то, что вызывает сомнения, и избегать их. В отношении того, что является абсолютно дозволенным, у верующего не возникает в сердце беспокойства и волнения, напротив, душа его обретает спокойствие, а сердце – умиротворение. Что же касается сомнительного, подозрительного, то оно вызывает беспокойство и волнение (Джами‘у-ль-‘улум уа-ль-хикам. Т. 1. С. 280).

А Аллаху ведомо лучше.

источник

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.