Нередко возникают ситуации, когда необходимо сделать выбор.
Делать операцию или не делать? Принимать то или иное лекарство или не принимать? Обращаться к такому-то специалисту или не обращаться? Идти на курс или не идти?
Как узнать? Помимо сбора информации, после которого всё равно остаются сомнения.
Спросить у Того, Кто ведает лучше, чем мы, что для нас лучше, а что может навредить. Ибо Он знает, а мы не знаем.
И после этого, если такое-то дело полезно для нас, то оно становится для нас лёгким, и всё идёт как по маслу. А если же это дело несёт для нас вред, то появляются какие-то непреодолимые препятствия. То подведёт кто-то, то машина сломается, то снег, то дождь, то зной, то ещё что становится препятствием. Обычно человек в такие моменты нервничать начинает. Но если же он задал Вопрос Всезнающему, то он понимает, что таким образом пришёл Ответ. И говорит: “И слава Богу, что не получается! Значит мне сейчас это противопоказано. Я не знаю, Всевышний знает”. Или бывает, что появляется отчётливое состояние “сердце не лежит”, что тоже может быть тем самым Ответом.
В исламе есть специальная молитва испрашивания благословения на дело, которая является причиной приобретения спокойствия сердца, благословения и довольства любым исходом дел. Она заключается в обращении к Аллаху с просьбой помочь в начинании какого-либо дела, если в нём будет благо, и отвести несчастье, если в нём будет зло. После совершения молитвы должно положиться на Аллаха и принять любой исход с осознанием того, что решение Творца в отношении своего творения всегда превосходит любое решение человека, как в делах касающихся этого мира, так и мира грядущего.
Я смело её рекомендую и немусульманам, которые могут прочитать эту молитву по-своему, сохраняя смысл, она находит отклик в каждом сердце.
الاستخارة
Истиха́ра (арабск. – «поиск блага в деле») – это добровольная молитва, состоящая из двух ракаатов, целью которой является поиск руководства Аллаха. Показана при наличии проблемы, не имеющей очевидного решения. Ученые едины во мнении, что молитва истихара является сунной.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два рака’ата, и потом скажет:
«О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя из Твоей Великой милости, ибо поистине Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты – Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для меня в моей религии и для моей жизни, и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчи, а затем сделай его для меня благословенным. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо, где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим». И сказал: «И пусть укажет свое дело» (Бухари №1166).
Текст на арабском:
Транслитерация на русском:
Аллаhумма, инни астахиру-кя би-’ильми-кя ва астакдирукя би-кудрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-’азыми фа-инна-кя такъдиру ва ля акъдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гъуюби! Аллаhумма, ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (и человеку следует сказать, что он намерен сделать,)хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акъибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи.»
Как совершить намаз истихара
Совершается как обычные два ракаата добровольной молитвы (любая молитва, за исключением пяти обязательных) и произносятся любые суры, на ваше усмотрение, после суры аль-Фатыhа в каждом ракаате, поскольку нет сур, указанных Пророком ﷺ. (По утверждениям, приведенным в книге “Кифая 1” ханафитского богослова Шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа, предпочтительно читать в первом ракаате после суры аль-Фатиха суру Каафирун, а во втором суру аль-Ихляс). После того, как вы закончите – то есть, вы произнесете свой салам для молитвы – прочитайте ду’а (молитву) истихары на арабском языке, как рекомендовал нам Пророк ﷺ, а затем попросите о своей нужде на любом языке, который Вы хотите. Если Вы не смогли запомнить ду’а, прочитайте его с бумаги или телефона. Если вы не можете читать на арабском языке, прочитайте транслитерацию. Никакого дополнительного ду’а не требуется.
Результат
Вы можете и НЕ увидеть какой-либо сон / видение / знак / и т.д. Аллах ﷻ расположит в вашем сердце склонность к совершению или же не совершению определенного действия, чтобы пройти данное испытание.
Вывод
Истихара – естественный процесс. Не ожидайте ничего потустороннего. Истихара может обеспечить Вам благословения и поддержку Аллаха в пользу вашего выбора. Не совершается истихара для запретных религией (харам) действий (например, можно ли пить этот алкоголь?) или обязательных действий (например, должен ли я совершить ночную молитву?). Позже, не сожалейте о своем решении, точно так же, как не стали бы жалеть и сомневаться в верном руководстве Аллаха. Даже если принятое Вами решение “не сработало” в вашу пользу, как вы предполагали, знайте, что это было лучше для Вас и в нём есть благое, даже если Вы это пока не заметили.
Если после совершения истихары ваше сердце склонилось к тому, чтобы совершить задуманное, – сделайте это, в нем вы найдете благословение (баракат). Если же вам при этом не захотелось делать это – не делайте, в этом тоже будет баракат. Если же сердце ваше при этом не склонилось ни к тому, ни к другому решению, совершите намаз и прочтите еще раз дуа. В книге «Итхаф» говорится, что лучше повторить этот намаз семь раз. Если и после многократных намазов-истихара сомнения не разрешены, то лучше отложить задуманное, а если нет возможности отложить, то поступайте на свое усмотрение, полагаясь на Всевышнего Аллаха.
Если, вступая в любой намаз, будь он обязательным или дополнительным, иметь намерение одновременно и для намаза-истихара, то этот намаз включает в себя и намаз-истихара, и после этого намаза читают дуа истихара.
Имам ан-Навави говорит, что если после любого намаза прочитать дуа истихараа, то намаз-истихара, как сунна, тоже считается исполненным. Если нет возможности совершить намаз, то можно прочитать только эту молитву, и это тоже истихара.
Имам ан-Навави еще сказал: «Тот, кто совершает истихара, не должен приступать к нему, заранее склоняясь к одному из решений. Он должен быть уверен, что все в воле Всевышнего Аллаха, и должен приступить к истихару с надеждой, что Всевышний Аллах поможет выбрать правильное решение. Стоять же перед Всевышним Аллахом следует с благоговением, выражая просьбу и свою нужду в Нем». Для совершения хаджа, умры, газавата и других деяний, которые шариат вменяет мусульманам в обязанность, истихара не делают. Но можно делать истихара для определения времени их совершения, если данное деяние можно совершить и позже.
Пророк (ﷺ) сказал: «Обращение к Всевышнему Аллаху с просьбой для выбора правильного решения – это из счастья для человека». (Хадис приводят Ахмад, Абу Я‘ла и Хаким)
Еще в хадисе, приводимом Табарани, говорится: «Кто совершит истихара, тот без ответа не останется; кто посоветуется, тот не опечалится».
Аль-Бухари приводит от Джабира (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (ﷺ) обучал нас истихаре так же, как обучал читать суры из Корана».
Мухйиддин Араби говорит: «Приближенным к Всевышнему Аллаху лучше выделить в сутках определенное время для совершения намаза-истихара». Там же он пишет, как читать молитву. («Итхаф», 3/775)
Из книги «Шафиитский фикх»
При написании статьи использованы источники: Истихара и Истихара: как и зачем?