Ирина Медведева, директор Общественного института демографической безопасности, в одном из выступлений сказала следующее:
«Мы живем в обществе, в котором грубые психиатрические симптомы – именно те симптомы, которые принадлежат настоящей психиатрии, выдаются за эталоны моды и поведения».
С этим утверждением трудно не согласиться, если выйти за рамки сознания и обывателя. Приведем некоторые из них:
1. Неопрятность.
По психиатрическим меркам неопрятность является показателем тяжелого психиатрического расстройства. Она может обнаруживаться при таких нервных расстройствах как деменция, депрессия, шизофрения, нарастающее слабоумие, алкоголизм, наркомания. Здесь имеется ввиду не «ситуативная» или временная неряшливость, связанная с нехваткой времени или сил, а неряшливость как часть образа. И такое явление сегодня имеет место быть. Так как рваные джинсы, разные по длине полы пальто и платьев, неправильно застегнутые пуговицы и другие «нарушения в опрятности» являются частью имиджа многих молодых людей.
2. Культ секса.
СМИ – главный «проводник» культа секса в массы. Юмористические передачи, фильмы, реклама и даже мультфильмы – все пропитано идеей сексуального раскрепощения. То, что у нормальных людей остается скрытым, теперь выносится на всеобщее обозрение и обсуждение. Интимный стыд считается пережитком средневековья. Но не это ли является признаком нравственного вырождения общества?
С точки зрения специалистов, это не только навязывание разного рода извращений, подобных вуайеризму (когда показывают происходящее в чужих спальнях), но и популяризация сексопатологических отклонений, являющихся частью психопатологии. Более того, пропаганда секса, происходящая в форме лекций и рассказов о так называемом безопасном сексе, провоцирует в молодом поколении пренебрежение семейными, брачными отношениями, являющимися одной из важных составляющих для человека со здоровой психикой. При отсутствии брачных отношений неизбежны психические нарушения, что в целом ведет к деградации общества.
3. Культ денег и роскоши.
Мы живем в то время, когда человек может пренебречь самым необходимым, чтобы купить то, что впечатлит окружающих. Будь то новая машина, шуба или айфон. Человека оценивают по его финансовому положению, его духовные ценности отходят на второй план. Духовный голод в данном случае утоляется не работой над своими комплексами, а приобретением вещей, заполнением внешнего пространства. И на этом фоне интересен тот факт, что наименьшее число самоубийств насчитывается в бедных странах, в то время как рост материального благосостояния в Европе сопровождался увеличением числа самоубийств. «Потребительское» отношение к человеку, при котором он воспринимается сквозь призму его благосостояния, приводит к комплексам и массовым неврозам.
4. Культ успешности.
Каждый человек хочет быть успешным. Но успех, не служащий удовлетворению не только материальных, но и духовных потребностей человека, часто приводит к депрессиям. «Успешный человек на приеме психолога» — сегодня это стало правилом, нежели исключением. В современном обществе из успеха сделали идола, которому люди поклоняются, забыв самих себя. И вроде бы ничего плохого в этом не было бы, если бы в это понятие не «пихали» всякие далекие от успеха вещи, например, такие как деньги, слава, почет и т.д. Ведь успех – это, прежде всего душевное состояние, а не то, что думают о тебе другие.
Человек должен и может стремиться к успеху, но важно иметь ясное представление о его содержании. Потому что когда купившись на блестящую обертку, мы тратим свою жизнь и силы на гнилую начинку, это, в конце концов приводит к разочарованиям, сожалению, психическим расстройствам и к суицидам. Нельзя не вспомнить также излишний рационализм, характерный для тех самых «успешных». Рационализм, который преподносится как прагматизм. Это тоже один из признаков шизофрении. Так как в противовес распространенному мнению, шизофрения характеризуется не иррациональностью, а напротив – излишней рациональностью, исключающей чувства сопереживания к другим.
5. Нарциссизм.
В каждом веке были свои «модные» психические отклонения. Если еще в начале практики Фрейда это были расстройства истерического характера, то в наше время «модным» стал нарциссизм. Возможно, это связано с развитием технологий, способное «объединить» людей почти со всего мира в единое интернет-сообщество. Если раньше для самоутверждения и всеобщего признания людям нужно было годами работать, изобретать, творить, то сегодня людям не нужно идти на такие подвиги, достаточно успешных фото и красивых страниц. Но нарциссизм – это не только про соцсети. В предисловии к книге «Адская паутина. Как выжить в мире нарциссизма» Сэнди Хотчкис пишет следующее: «О нарциссизме трудно сказать что-то новое. Всегда существовали пустые, жадные, склонные к манипуляциям люди с подверженным инфляции самовосприятием, которые не принимали в расчет интересы других людей.
В современной культуре тревожит именно та степень, в которой психологические изъяны других людей повсеместно получают знаки одобрения. В наше время, в современную эпоху нарциссизм не только терпят — его одобряют и восхваляют. Многие наши лидеры и обожаемые нами общественные деятели рисуются, выставляя на всеобщее обозрение свои нарциссические склонности, и нам не терпится подражать их исключительности. Их возмутительное поведение не оставляет нас равнодушными и кажется нам обаятельным и привлекательным, и потому мы позволяем себе им «восторгаться». Пока мы не научимся распознавать, какое поведение является здоровым, а какое нет, мы будем ходить в тумане, и утверждение, что «так делает каждый», не поможет оправдаться тем, кто катится при этом под откос».
Нарциссизм – нарушение, на алтарь которого возносятся не только поступки, вызывающие у общества изумление, шок, интерес, но и благородные дела, такие как благотворительность, помощь ближнему, верность идеалам и т.д. А значит он опасен еще и тем, что даже благие дела ставит под сомнение, сомнение в искренности и нравственности их совершившего.