С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Если верующий посмотрит на решения Аллаха и Его предопределение, будучи убежденным в Его совершенной Мудрости и всеобъемлющей Милости, будучи убежденным в том, что Аллах – Свят Он и Велик – не может быть порицаем в том, что Он решил или обвинен в том, что Он предопределил, все это приведет человека к умиротворению и довольству предопределением Аллаха. И таким образом мусульманин обретает земной рай еще до того, как ему будет дарован Рай небесный. И как сказал Шейхуль Ислям Ибн Теймия: «Поистине в этом мире есть рай и кто не войдет в него, тот не войдет и в рай в мире ином» (См. Мадаридж ас-саликин). Да и как же может быть иначе, если верующий начнет воспитывать себя на словах посланника Аллаха (благословения и мир ему от Аллаха), который сказал: «Клянусь Тем, в чьей Руке моя душа, что Аллах не предопределяет для верующего ничего, кроме того, что является благом для него» (Сахих аль-джами‘ 3985).
В Муснаде имама Ахмада приводится хадис от Абу Хурайры (марфу‘ан), от пророка (восхваления и мир ему от Аллаха): «Не перестанут лишения постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе и в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов» (аль-Бухари в «Адабуль-муфрад» 494, ат-Тирмизи 2399 подтвердив достоверность (хасан-сахих), Ибн Хиббан в «Сахихе» 2913, аль-Хаким в «Мустадрак ‘аля сахихайн» 346/1).
Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк (благословения и мир ему от Аллаха) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (аль-Бухари, 5641).
От Анаса передается, что посланник Аллаха (благословения и мир ему от Аллаха) сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного Дня» (Достоверность подтвердил ат-Тахауий в «Шарх мушкилиль асар»2050, также привел имам Аль-Хаким в «Мустадрак ‘аля сахихайн 608/4, ат-Тирмизи 2396, который назвал его достоверным (хасан)).
Аль-‘Азизий сказал: «То есть, имеется в виду, что Аллах не наказывает его за его грех в этом мире, для того чтобы воздать ему сполна в мире ином (в ахира) за все грехи столько, сколько за них полагается из наказания того мира полным воздаянием». (Сираджуль-мунир лиль-‘Азизий 88/1).
Сулейман ибн ‘Абдуллах разъясняя это, говорит: «Это является из того, что отбивает охоту (удерживает) раба от желания постоянного здоровья, так как есть опасения того, что воздаяние за свои благодеяния он получил уже в этом мире. Аллах же не любит, чтобы Его враги получили наказание в этом мире, так же как и не любит, чтобы его приближенные рабы получили награду в этом мире. Однако сделал их награду тем, что поселит их рядом с Собой и будет доволен ими, как Он это сказал в Коране: «Воистину богобоязненные пребудут в райских садах среди рек на седалище истины возле Всемогущего Властелина» (аль-Камар, 54: 54, 55). И поэтому, когда пророк (восхваления и мир ему от Аллаха) упомянул о болезнях, один человек сказал: «О посланник Аллаха, а что такое болезнь? Клянусь Аллахом, что никогда в жизни я не болел. Тогда посланник Аллаха (восхваления и мир ему от Аллаха) сказал: «Встань и покинь нас, поистине ты не из нас» (Хадис слабый, Абу Дауд 3089).
Однако, есть достоверный хадис с таким же смыслом, который приводит аль-Бухари в «Адаб аль-муфрад» от Абу Хурайры, который сказал, что как-то пришел один бедуин и пророк (восхваления и мир ему от Аллаха) спросил его: «Болел ли ты когда-либо лихорадкой?» Тот спросил: «А что такое лихорадка?» Пророк (восхваления и мир ему от Аллаха) разъяснил ему. Он ответил: «Нет».Тогда посланник Аллаха (восхваления и мир ему от Аллаха) спросил: «Болела ли у тебя когда-нибудь голова?», тот спросил: «А что это такое?», — он опять объяснил ему и тот отвел: «Нет».После чего пророк (восхваления и мир ему от Аллаха) замолк, а когда тот человек встал и ушел, он сказал: «Кто желает посмотреть на человека из обитателей Ада (то пусть посмотрит на этого)» (Хадис достоверный, см. «Сахих абаб муфрад» 381(495)).
Далее он говорит: “В этом хадисе содержится:
– то что, противоречие сложившемуся мнению среди многих людей, в действительности испытания и беды, постигшие верующего, являются признаком блага.
– в хадисе содержится указание на то, что надо опасаться беспрерывного здравствования, и что это является плохим признаком.
– в нем также содержится указание на то, что необходимо надеяться на Аллаха, уповать на Него и думать хорошо об Аллахе, когда Он предопределяет в отношении вас то, к чему вы испытываете неприязнь.
– также в нем содержится смысл слов Всевышнего, приводимые в Коране: «И может быть так, что вы испытываете неприязнь к чему-либо, тогда как это является благом для вас» (Аль-Бакара, 2: 216)” («Тайсируль ‘азизиль хамид» 1033).
В Сахихе аль-Бухари приводится хадис: «Тому, кому Аллах желает блага, его постигает что-либо из этого (т.е. из болезней)» (аль-Бухари 5645). Из обратного понимается, что кому Аллах не желает блага, то его не постигает ничего из болезней. То есть, он продолжает оставаться в силе и здравии и не постигает его ничего из бед. Однако известно, что пророк (благословения и мир ему от Аллаха) болел и испытывал боль в два раза сильнее, чем другие. Многие люди полагают, что непрерывное здоровье и отсутствие какой-либо болезни – это великое благо и подарок от Аллаха указывающий на то, что Аллах доволен им и его делами. Однако посланник Аллаха (благословения и мир ему от Аллаха) сказал о таком: «Кто желает посмотреть на человека из обитателей Ада (то пусть посмотрит на этого)».
Посланник Аллаха (восхваления и мир ему от Аллаха) также сказал: «И не перестанут тяготы и беды постигать раба Аллаха, пока он не пойдет по земле свободным (чистым) от грехов»(Хадис достоверный, Ибн Хиббан в «Сахихе» 2901, аль-Хаким в «Мустадрак ‘аля сахихайн» 41/1).
Сказал Шейхуль Ислям: «Беды и несчастья являются благом, так как они очищают от грехов, и потому что они приводят человека к терпению, за проявление которого он получает вознаграждение. И еще потому, что они влекут за собой обращение к Аллаху, унижение перед Ним, отстранение от творений и другие подобные благие вещи. Ведь даже если посмотреть непосредственно на то, что постигает человека из бед и несчастий, то Аллах только этим уже стирает с него прегрешения, а известно, что это одно из самых больших благ. И если человек будет из числа преступивших, то ему необходимо, чтобы Аллах облегчил его наказание в мире ином посредством бед и лишений в этом мире. И по этой причине беды и несчастья являются милостью и благом в отношении всех творений, кроме тех, которые по причине постигшего их, совершают грех еще больший, чем тот, в котором они пребывали до этого. В этом случае постигшее их становится не благом, а злом для них по причине того, что их постигает со стороны религии.
Поистине, из людей есть такие, которые если будут испытаны бедностью, или болезнями, или голодом, то они впадают в скорбь, над ними возобладает гнев, они проявляют лицемерие, и это приводит их к болезням души и сердца. Или же такой вовсе впадает в явное неверие или же оставляет некоторые свои обязанности и совершает некоторые грехи, что плачевно отражается на его религии. И для такого благополучие является большим благом по сравнению с плодами от постигших его несчастий и бед. Но не со стороны самой беды, как например для того, для кого эти беды стали причиной проявления терпения и подчинения, то для такого эти же беды стали благом в его религии.
И само по себе это действие Господа является с Его стороны проявлением милосердия к творениям и Аллах заслуживает похвал за это. Если же с этим действием будет связана покорность и подчинение, то это будет еще одной милостью оказанной Аллахом тому, кого это постигло. Если же с этим будет связано совершение греха – то ведь это то, в чем отличаются состояния людей в несчастье так же, как отличаются их состояния в благополучии.
И тот, кто был испытан и был наделен вместе с тем терпением, то это терпение становится благом для него в его религии и получает он милость после того, как очищается от грехов, а посредством его восхвалений Господа, ему достается похвала Господа в отношении него, так как Аллах сказал: «Это те, которых хвалит Аллах и которым дарует Свою милость, и это те, которые ведомы правильным путем» (аль-Бакара, 2: 157). И получается так, что он получает прощение грехов от своего Господа, а также возвышается его степень, что является одной из самых больших благ.
И поэтому терпение является обязательным для каждого, кого постигло что-либо из бед и несчастий. И тот кто проявит обязательное терпение, тот получает все перечисленное»(Закончились слова Ибн Теймии, приведенные в сокращенном виде с «Маджму фатауа» 26-27/17).
В дополнение к этим словам Мухаммад Саид Раслян говорит: «Мы видим из этого разъяснения, что мы не понимаем нашу религию правильным пониманием, кроме тех, конечно, над кем смилостивился Аллах. Ведь если бы мы понимали религию правильным пониманием, то чувствовали благодарность по отношению к Аллаху во всем том, что Он решил и предопределил в отношении нас. И даже более того, человек относился бы к этому, как и к другим благам из благ Аллаха, дарованных ему, и понимал бы, что Аллах, таким образом, приводит раба к таким видам поклонения, как восхваление Аллаха и как смирение перед Ним. И если мы поймем вышеприведенный хадис правильным пониманием, то поймем, что человек, находясь на своем жизненном пути, по которому он идет, находясь в здравии и безопасности среди своей семьи и получая внешне видимые блага от Аллаха в его имуществе, детях, жене, в большом просторном доме и тому подобном, и то, что человек, в своем желании именно этого, находится в неведении относительно сути религии Аллаха. И если это случится с ним, именно в таком виде, то знай, что это не тот человек, кому оказана милость. И было так, что наши праведные предшественники начинали беспокоиться, если их не постигало ничего из болезней и бед. И это потому что они знали, что Аллах очищает их от недостатков посредством того, что их постигает. Как ты видишь, это пришло в хадисе посланника Аллаха (благословения и мир ему от Аллаха): «Если Аллах желает Своему рабу плохого, то удерживает от него (наказание)», – то есть, откладывает его наказание за его грех, а как известно наказание этого мира ничтожно по сравнению с наказанием в мире ином (в ахира). И как бы велико не было то, что постигнет его в этом мире, то оно незначительно в сравнение с тем, что соответствует из наказания в ахира для этого греха. И я прошу у Аллаха безопасности и благополучия» (См. «Кираа у та‘лик аля тайсируль ‘азизиль хамид»).
Посланник Аллаха (восхваления и мир ему от Аллаха) сказал: «Поистине величина награды по величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах испытывает любовь к какому-либо народу, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство, то и для него довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, то для него гнев Аллаха» (Тирмизи 2396, Ибн Маджах 4031, Ибн ‘Адий в «Аль-Камиль» 356/3, хадис достоверный (сахих бишавахидихи), Тирмизи назвал «хадис хасан-гариб»).
Имам Ахмад приводит другой похожий хадис от Мухмуда ибн Лябида от пророка (восхваления и мир ему от Аллаха), что: «Если Аллах испытывает любовь к какому-либо народу, то Он посылает на него испытания и беды. Тот, кто будет проявлять терпение, то и для него терпение, кто же не проявит терпения, то и для него не будет терпения» (Ахмад 428/5, Байхаки в «Шуаб иман» 9784. Иснад хадиса достоверный в совокупности с другими путями его передачи. Достоверность подтвердил Аль-Хайтами в «Заваджир» 315/1, сказал Мунзири в «Таргиб уа Тархиб» 124/4, что все передатчики сообщения достойны доверия, так же сказал и Аль-Хафиз в «Аль-Фатх» 108/10).
‘Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды я зашёл к пророку (благословения и мир ему от Аллаха), страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” И я спросил: “Это потому, что тебе предназначена двойная награда?” Он сказал: “Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллах обязательно освободит от (бремени) его грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев”» (аль-Бухари 5647).
Сказал Сулейман ибн ‘Абдуллах: «Так как пророки будут теми, кто более других будут вознаграждены, то они более остальных подверглись испытаниям и бедам, как это пришло в хадисе от Са‘да, где пророк (восхваления и мир ему от Аллаха) был спрошен: «Кто из людей больше всех подвергался испытаниям?» Он ответил: «Пророки, затем те, кто был ближе к ним (иманом), затем те, кто был ближе к этим. И испытывается человек в соответствии со степенью своей религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов» (Достоверность подтвердил Тиризи, Аль-Хаким, Ибн Хиббан, Ат-Табари, Аз-Захаби и др.).
Некоторые ученые сказали, что слова «Поистине величина награды по величине испытаний и бед» указывают на то, что за беды и болезни человек только лишь вознаграждается без того, чтобы они стирали грехи. Однако шейхуль-ислям Ибн аль-Каййим и другие ученые сказали, что наградой за болезни и беды является прощение грехов, кроме тех случаев, когда они (болезни и беды) становятся причиной для благих дел, как покаяние и мольбы о прощении, как проявление терпения и проявление довольства предопределением. Поистине в этом случае они будут вознаграждены за то, что зародилось и произошло по причине постигших бед и болезней, как на это указывает хадис: «Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которое он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик» (Ибн Са‘д в Табакат аль-кубра 477/7, имам Ахмад в Муснад 272/5, Абу Дауд 3090 и др. Достоверность хадиса подтвердили ас-Суюты, аль-Мунави. См. Сильсиля сахиха 1599, 2599).
После этих слов Саид Раслян говорит: «И действительно бывает так, что человек иногда просит у Аллаха наивысшую степень в Раю, а это аль-Фирдаус, и вместе с тем не совершает благих дел, чтобы получить эту степень. Однако Аллах отвечает на его мольбу и дает ему это высокое положение. Но так как раб не стремится совершать соответствующие благие дела, то Аллах посылает на него испытания и беды, даруя вместе с ними и необходимое терпение» (См. «Кираа у та‘лик аля тайсируль ‘азизиль хамид»).
Шейх Сулейман продолжает: «Ученые же отвечают на первое мнение, которое заключается в том, что под словами пророка (благословения и мир ему от Аллаха) имеется в виду, что человеку не прощаются грехи за постигшие болезни и беды, однако возвеличивается его степень. Ученые ответили на это тем, что в хадисе: «Поистине величина награды по величине испытаний и бед…», – имеется в виду, что степень его возвышается только тогда, когда он терпит и надеется на награду Аллаха.
И так как пророки, мир им, были самыми лучшими из тех, кого любит Аллах, то они и были теми, кто более остальных подвергался испытаниям, и их постигло то, что не претерпевал ради Аллаха никто, помимо них. И это для того, чтобы они достигли посредством этого великой награды и наивысшего довольства. Также это для того, чтобы впоследствии люди брали с них пример, и знали, что они тоже являлись людьми, и их постигало то же, что постигает остальных людей из испытаний, бед и лишений, и чтобы, зная все это, люди не поклонялись им, а поклонялись только одному Аллаху.
Если же кто-то спросит: «Как может Аллах посылать беды и испытания тем, кого любит?!», – то ответом на это является то, что если принять во внимание, что никто из людей не защищен от грехов, то беды и несчастья в виде испытаний очищают от этих грехов, как на это указывают достоверные хадисы, а также божественные слова: «Буду испытывать их бедами, дабы очистить их от грехов» (Ибн Раджаб в Калиматуль ихлас 46 и в Джами‘ аррасаиль 116/1, Аль-уабиль ассаййиб 93, Минхадж ассунна 210/6, Мадаридж ассаликин 194/1, Ибн ‘Абдуль-Хади в Аль-‘укуд ад-дуррийя 343).
Также и то, что это является для них возвышением их степеней посредством того, что постигает верующего из бед и к чему это приводит из благих дел, как это упоминалось ранее в хадисе: «Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение…».
Также потому, что это ведет к покаянию. Ведь поистине Аллах испытывает бедами раба в этом мире, чтобы он покаялся за свои грехи, как это сказал Всевышний: «Чтобы снять с них часть из того, что они совершили (заработали), быть может они одумаются (покаются)» (ар-Рум 41).
И если Аллах наделит кого-то покаянием посредством беды, постигшей его, то это станет для него одной из самых больших благ, дарованных Аллахом. Потому что посредством этого раб начинает взывать к Аллаху с мольбами и становится смиренным и покорным Ему. Поэтому Аллах порицает тех, кто не обращается с мольбами к своему Господу и не принимает смиренно постигшее его горе, как об этом поведал Аллах: «Мы подвергли их мучениям, но они не смирились перед своим Господом и не взмолились перед ним» (Аль-Муминун, 23: 76).
Мольба, обращенная к Аллаху, и смирение перед Ним являются одними из самых больших благ. И именно поэтому это благо и то, что этому предшествовало, являются одной из величайших признаков правильного исповедания религии, так как правильность религии в том, чтобы поклоняться Аллаху и уповать на Него, и чтобы не взывать в мольбах наряду с Аллахом другим божествам, будь то мольба-поклонение или же мольба-просьба.
И если случится с тобой покаяние, которое будет содержать в себе и то, что будешь ты поклоняться только одному Аллаху и то, что подчинишься Его пророкам в выполнении обязательного и в отстранении от запретного, то ты из тех, кто поклоняется Аллаху. Ты взываешь к Нему, что выражается в просьбах, обращенных к Аллаху в своих нуждах, и просишь то, в чем видишь пользу для себя и ищешь защиты у Него от того, в чем видишь вред для себя. Это становится одной из величайших благ, которыми Аллах наделил тебя. А такое чаще всего случается, когда человека постигают беды. И если эти блага человек получает во время тягот и бед, то более их достойны те, кого любит Аллах больше остальных. И поэтому те, кого постигло что-либо из тягот, должны благодарить за это Аллаха». (Привел в сокращенном виде Сулейман ибн Абдуллах слова Ибн Теймии с «Маджму фатауа» 259-260/11, см «Тайсируль ‘азизиль хамид» 1034-1037).
Шейх Сулейман продолжает: «Слова пророка (восхваления и мир ему от Аллаха): «Кто проявил довольство, то для него довольство Аллаха», — то есть, кто проявил довольство к тому, что решил Аллах и предопределил ему из тягот и лишений, то для него будет довольство Аллаха, в воздаяние за это. Как это сказал Аллах: «Аллах доволен ими и они довольны Аллахом» (аль-Баййина, 8). И это указывает на значимость довольства, а это то, чтобы не противостоять решению Аллаха и не злиться и не питать неприязни к этому. Ведь пророк (восхваления и мир ему от Аллаха) велел одному человеку: «Не противоречь Аллаху в том, что Он предопределил тебе» (Ахмад в Муснад 318/5, аль-Байхаки в «Шу‘аб аль-иман» 9714).
Сказал Ибн Мас‘уд: «Поистине Аллах по своей милости и знанию сделал покой и радость в убежденности и в довольстве, и сделал беспокойство и печаль в сомнении и в гневе» (Передал Ханнад в Зухд 535 с оборванным иснадом).
Сказал ибн ‘Аун: «Довольствуйся решением Аллаха из посылаемых тягот и облегчений. Поистине это уменьшит твою печаль, и приблизит к тому, на что ты надеешься, хочешь получить в мире ином. И знай, что раб Аллаха не достигнет настоящего проявления довольства (или не постигнет сути довольства) до тех пор пока его довольство в бедности и тяготах не будет подобно его довольству в богатстве, благополучии и надежде. Как же можно, сначала просить Аллаха, чтобы Он помог тебе в твоих делах, а после этого гневаться, когда увидишь, что Его решение несоответствует твоей страсти?! И может быть такое, что если тебе будет дано то, что ты желаешь, то это станет погибелью для тебя. И ты радуешься решению Аллаха, когда оно удовлетворяет твоим страстям. И все это по причине отсутствия знания о сокровенном, о скрытом. И если ты находишься в таком состоаянии, то ты несправедлив по отношению к своей душе и не постиг ты сути довольства, не воплотил его в себе» (Ибн Абу Дунья в «Рида ‘аниЛляхи бакадарихи» 69).
Далее, слова пророка (похвалы Аллаха ему и мир): «…а тот, кто злится и гневается (сахита)…».
Сказал Абу Са‘адат: «Гнев (ас-сахат) – это неприязнь к чему-то и отсутствие довольства. То есть тот, кто испытывает неприязнь к предопределению Аллаха, то и для него неприязнь, гнев (сахат) от Аллаха. И этого достаточно как наказания. Аллах сказал: «Это потому что они последовали за тем, что гневит Аллаха, и испытывают неприязнь (ненависть) к тому, чем Он доволен. И по этой причине Он сделал тщетными их деяния» (Мухаммад, 28).
И в этом аяте содержится довод на то, что гнев (недовольство) предопределением является величайшим из грехов, что даже этот аят приводят в довод те, кто считает, что проявлять довольство является обязательным (уаджиб), как например это мнение выбрал Ибн ‘Акиль. Однако выбрал аль-Кадый ‘Ияд то мнение, что это не является обязательным (уаджибом), что посчитали более правильным Ибн Теймия и Ибн Каййим. Сказал Ибн Теймия: «Повеление относительно довольства (предопределением) не такое же, как повеление относительно проявления терпения. Однако пришло восхваление обладателей довольства и похвала в их адрес» (Мадаридж ассаликин 171/2).
Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) в форме марфу‘, то есть то, что возводится к пророку (восхваления и мир ему от Аллаха), что он сказал: «Тот, кто не проявляет довольство по отношению к решениям Аллаха, и вместе с тем верит в предопределение Аллаха, то пусть ищет себе другого господа помимо Аллаха» (Достоверность подтвердил аль-Мунауи в «Ат-тайсир» 443/2). Сказал аль-Хайсамий: «В цепочке передатчиков этого предания Хазм ибн Аби Хазм и назвал его достойным доверия Ибн Ма‘ин, а все остальные хадисоведы назвали его слабым. Другие же передатчики этого сообщения все являются достойными доверия, как это приводится в «Маджма‘у аз-зауаид» 207/7. И если это предание является достоверным, то оно указывает на обязательность проявления довольства.
Сказал Шейхуль Ислям: «Еще выше по степени, чем это (т.е. чем довольство), это то, чтобы благодарить Аллаха за постигшие беды и несчастья. И человек делает это из-за того, что видит в этом блага Аллаха, дарованные ему посредством этой беды» (Маджму‘ фатауа 260/11).
Однако человек не должен желать или же просить Аллаха об испытаниях, болезнях и бедах, чтобы получить ту великую награду, которую Аллах дает за терпение. В достоверном хадисе пришло, что посланник Аллаха (похвалы Аллаха ему и мир) сказал: «Положение принимающего пищу и при этом благодарящего Аллаха, подобно положению постящегося и при этом проявляющего терпение» (Сахих аль-джами‘ 3942). В другом достоверном хадисе говорится: «Принимающему пищу и при этом благодарящему Аллаха, достанется награда постящегося и при этом проявляющего терпение» (Сахих аль-джами‘ 3943).
И мы понимаем, как многого лишается человек из-за того, что не постигает свою религию, не занимается своей душой и не уделят должного внимания деяниям сердца, лишаясь тем самым великой награды. От него ускользает суть самого поклонения, его основа, вследствие чего он уделяет все свое внимание лишь внешним проявлениям религии.
Также очень важно в данном вопросе не впасть в противоположную крайность и не начать просить Аллаха о наказании в этом мире, чтобы тем самым избавиться от наказания мира иного. И это потому, что несмотря на решительность, человек может не вынести тяготы этого мира, когда они обрушаться на него, и может вовсе впасть в неверие. А также и то, что так же важно, так это то, что такой человек не осознает широту милости и прощения Аллаха, не осознает, что Аллах Прощающий и любит прощать. Как это приходит в хадисе передаваемом от ‘Аиши, которая спросила пророка (благословения и мир ему от Аллаха): “О посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении Ночи Предопределения, что мне следует говорить?” Он сказал: «Говори: «О Аллах, поистине, Ты Прощающий, Великодушный, Ты любишь прощать, так прости же меня!»» (ат-Тирмизи, Ибн Маджах, аль-Хаким. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’» 4423).
Посланник Аллаха (благословения и мир ему от Аллаха) говорил: «Не поступайте по отношению к себе сурово, ибо тогда и Аллах будет к вам суров!» (Абу Дауд, хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3124).
Также в другом достоверном хадисе сообщается, что однажды пророк (благословения и мир ему от Аллаха) пришел навестить одного человека, которому было настолько невмоготу, что он стал похож на цыпленка. Пророк (благословения и мир ему от Аллаха) спросил его: «Разве ты не обращаешься с мольбами, разве ты не просишь у своего Господа благополучия?» Он ответил: “Я говорю: “О Господь, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом”. Пророк (благословения и мир ему от Аллаха) сказал: «Свят Аллах (Субхана-Ллах)! Поистине, ты не вынесешь и не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: “Господь наш, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня!”» (ат-Тирмизи 3/128, Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса).
Посланник Аллаха (благословения и мир ему от Аллаха) говорил: «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха о благополучии и избавлении, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится в тени ваших мечей!» (аль-Бухари 2965, Муслим 1742).
Абу Бакр, наилучший человек в этой общине после пророка (благословения и мир ему от Аллаха) говорил: “Быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, для меня предпочтительней, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть” (См. “Фатхуль-Бари” 6/179).
Но если уж постигнет вас или ваших родных и близких что-либо из болезней, бед и несчастий, то помните слова посланника Аллаха (благословения ему от Аллаха и мир), который сказал: «Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которое он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик» (Ибн Са‘д в Табакат аль-кубра 477/7, имам Ахмад в Муснад 272/5, Абу Дауд 3090 и др. Достоверность хадиса подтвердили ас-Суюты, аль-Мунави. См. Сильсиля сахиха 1599, 2599).
А также и другие его слова: «Клянусь Тем, в чьей Руке моя душа, что Аллах не предопределяет для верующего ничего, кроме того, что является благом для него» (Сахих аль-джами‘ 3985).
А также слова Аллаха: «И может быть так, что вы испытываете неприязнь к чему-либо, тогда как это является благом для вас» (Аль-Бакара, 2: 216).
Некоторые мольбы, защищающие и избавляющие от бедствий, несчастий, болезней и печали
Со слов Са‘да (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (благословения и мир ему от Аллаха) сказал: «Не сообщить ли мне вам о мольбе, которая избавит человека от горя или бедствия, которое может случиться с ним в мире этом? Это мольба Зу-Ннуна (пророка Юнуса): “Нет божества, кроме Тебя. Преславен Ты! Поистине, я был из числа несправедливых”». аль-Хаким, Ибн Абу ад-Дунья, хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2605.
لاَ إِلَهَ إِلاََّ أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ
/Ля иляха илля Анта, субханака, инни кунту мина-ззалимин/.
От Асмы бинт ‘Умайс (да будет доволен ею Аллах) передается, что посланник Аллаха (благословения и мир ему от Аллаха) сказал: «Если тот, кого постигла грусть, беда, болезнь или затруднение, скажет: “Аллах мой Господь, нет у Него сотоварища”, то она (мольба) избавит его от всего этого». ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 1299.
اللهُ رَبِّ، لاَشَرِيكَ لَهُ
/Аллаху Рабби, ля шарика ляху/.
Сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) обращался к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах! Если записал Ты меня несчастным, то сотри это и запиши меня счастливым!” ‘Абдуллах ибн Ахмад в “аз-Зухд” 429. Все передатчики заслуживают доверия.
اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي شَقِياًّ فَامْحُنِي وَاكْتُبْنِي سَعِيدًا
/Аллахумма ин кунта катабтани шакъийян фамхуни уактубни са‘идан/.
От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (благословения и мир ему от Аллаха) сказал: «Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет: “О Аллах, поистине, я – Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”, — то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью». Люди сказали: “О посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?” Пророк (благословения и мир ему от Аллаха) сказал: «Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить». Ахмад 1/391, Ибн Хиббан 3/972, ат-Табарани 10352. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аль-Багъауи, хафиз Абуль-Фадль аль-Багъдади, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
أَللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ، ابْنُ عَبْدِكَ، ابْنُ أَمَتِكَ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ مَاضٍ فِي حُكْمُكَ، عَدْلٌ فِي قَضَاؤُكَ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَلَكَ، سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ أَوْأَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ، أَوِاسْتَأْ ثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي، وَنُورَ صَدْرِي، وَجَلاَءَ حُزْنِي وَذَهَابَ هَمِّي
/Аллахумма инни ‘абдук, ибну ‘абдик, ибну аматик, насыети биедик, мадын фи хукмук, ‘адлюн фи къада-ук, ас алюка бикулли-смин ху уаляк, саммайта бихи нафсак, ау анзальтаху фи китабик, ау ‘аллямтаху ахадан мин хъалькъик, аууиста‘ сарта бихи фи ‘ильмиль-гъейби ‘индак, ан тадж’аля Къурана раби’а къальби, уа нура садри, уа джаля-а хузни, уа захаба хамми/.
От ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (благословения и мир ему от Аллаха) сказал: «Кто увидит страдающего какой-либо болезнью и скажет: “Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем поразил тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал”, – того эта болезнь не постигнет». ат-Тирмизи 3431, Ибн Маджах 3892. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
اَلْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي عَافَانِي مِمَّاابْتَلَكَ بِهِ، وَفَضَّلَنِي عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً
/Альхамду ли-Лляхи ллязи ‘афани миммабталяка бихи, уа фаддаляни ‘аля касирин мимман хъалякъа тафдылян/.
Сообщается, что однажды ‘Усман ибн Абуль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) пожаловался посланнику Аллаха (благословения и мир ему от Аллаха) на боль в теле и он сказал ему: «Положи руку на то место, которое болит, и трижды скажи: “С именем Аллаха!” — после чего скажи семь раз: “Прибегаю к величию Аллаха и Его могуществу от зла того, что я ощущаю и чего опасаюсь!”» Муслим 2202.
Три раза: /Бисми-Ллях/.
بِسْمِ اللَّهِ
Семь раз: /А‘узу би-‘иззати-Лляхи уа къудратихи мин шарри ма аджиду уа ухазир/.
اَعُوذُ بِعِزَّةِ اللَّهِ وَقُدْرَتِهِ مِنْ شَرِّ مَا أَجِدُ وَ أُحَاذِرُ
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!