Физиологические потребности и молитва

Нужно ли торопиться с закатной молитвой, если ужин уже подан?

 

وَعَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: إِذَا قُدِّمَ الْعَشَاءُ فَابْدَءُوا بِهِ قَبْلَ أَنْ تُصَلُّوا الْمَغْرِبَ. مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ.

 

Передают со слов Анаса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если ужин уже подан, то поужинайте до того, как совершите закатный намаз». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Намаз нужно совершать с чувством смирения, покорностью и душевным спокойствием, и от этого зависит, насколько совершенной будет молитва. Поэтому, если наступило время намаза, а еда уже подана на стол, то необходимо начать с еды, чтобы молящийся мог удовлетворить свое желание, и его мысли не были заняты едой, а сердце наполнилось смирением. Все вышесказанное относится к тому случаю, когда для совершения намаза есть достаточно времени. Если же отведенное для намаза время истекает, то необходимо сначала совершить намаз, так как желательное предписание не может оттеснить обязательное.

Таким образом, хадис указывает на то, что если еда подана, и наступило время намаза, то необходимо начать с еды, при условии, что для совершения намаза есть достаточно времени. На первый взгляд, это предписание не зависит от того, нуждается человек в пище или нет, однако многие ученые считали, что оно относится только к тем случаям, когда человек хочет поесть. Помимо этого, если человек испытывает чувство голода, то это может стать уважительной причиной для того, чтобы не принять участие в коллективном намазе, при условии, что человек не будет постоянно оставлять еду на время совершения намаза. Хадис также указывает на то, что в намазе необходимо проявлять смирение и устранять любые причины, препятствующие ему, дабы раб мог сосредоточиться на беседе со своим Господом. См. «Тайсир аль-‘Аллам», т. 1, с. 126-127.

О том, что мешает сосредоточиться во время молитвы

Передают со слов ‘Аиши, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет намаза, если еда уже подана на стол или если молящийся сдерживает позывы по большой или малой нужде». Этот хадис передал Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Молящийся должен совершать намаз всем сердцем, стоя пред своим Господом смиренно. Однако достичь обязательного смирения можно только, устранив все, что мешает сосредоточению и является причиной для беспокойства. Поэтому шариат запрещает совершать намаз, когда еда уже подана, и молящийся сильно хочет ее попробовать. Так же запрещается совершать намаз, когда человек испытывает необходимость сходить по большой или малой нужде. Молитва в таком состоянии не может быть совершенной, поскольку человек все время думает о том, как скорее избавиться от того, что причиняет ему беспокойство.

Богословы захиритского толка и шейх-уль-ислам Ибн Теймийя, опираясь на буквальный смысл хадиса, полагали, что намаз недействителен, когда еда уже подана или когда молящийся испытывает необходимость сходить по большой или малой нужде. Однако Ибн Теймийя считал намаз недействительным только в том случае, если молящийся испытывает потребность в еде, а захириты не делали этой оговорки. По мнению же большинства богословов, такой намаз является действительным, однако совершать его в подобном состоянии нежелательно. По их мнению, слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не следует понимать как запрет на совершение намаза в таком состоянии.

Из хадиса также следует, что потребность в еде, питье и отправлении естественных потребностей считается уважительной причиной, по которой разрешается пропустить пятничный или коллективный намаз, но при условии, что человек не будет постоянно поступать так. Ас-Сан‘ани сказал: «Следует знать, что данное предписание не означает предпочтение права раба праву Всевышнего Аллаха. Напротив, оно установлено для соблюдения права Творца, чтобы раб не совершал обряд поклонения, не предавшись всем сердцем беседе с Ним».

Опираясь на этот и другие хадисы, касающиеся обязательного смирения в намазе, некоторые ученые определили его как совмещение в сердце страха и покоя. Таким образом, смирение заложено в душе, но проявляется в поведении и поступках человека, что само по себе соответствует сути поклонения. См. «Тайсир аль-‘Аллам», т. 1, с. 127-128.

Что в начале: молитва или еда?

1. Передается от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если перед вами поставили ужин, и в этот момент прозвучал азан на вечернюю молитву, то начните с ужина» (Бухари, Атима, 58; Муслим, Масаджид, 64).

2. Передается от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если перед вами поставлена уже готовая еда, то начинайте с еды, до того, как совершите вечерний намаз. Не оставляйте второпях вечернюю трапезу» (Бухари, Азан, 42; Муслим, Масаджид, 64).

3. Передается от Айши, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не будет совершен полноценный намаз человеком, когда подана еда и когда отвращают его от намаза позывы к удовлетворению большой или малой нужды». (Муслим)

4. Передается от Абдуллаха ибн Умара, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если перед одним из вас поставят ужин и в этот момент прозвучит икама на вечернюю молитву, то пусть он ужинает, не оставляя трапезу второпях» (Бухари, Азан, 42; Муслим, Масаджид, 66).

По мнению имама Ан-Навави, совершение молитвы на голодный желудок в то время, как уже накрыт стол, является макрухом (нежелательным действием), так как голод препятствует сосредоточенности и благоговейности (хушу), и в молитве человек будет думать о еде. Однако откладывать молитву в этом случае разрешается только в том случае, если позволяет время, и человек не пропустит молитву из-за трапезы. В противном случае вначале необходимо помолиться, а потом садиться за стол.

Использованы материалы:

  1. Фатва “Что вначале: молитва или еда?” 
  2. Хадис 237. Нужно ли торопиться с закатной молитвой, если ужин уже подан?

  3. Хадис 246. О том, что мешает сосредоточиться во время молитвы

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.