Две основы психического и физического здоровья: умеренность и уместность

Сказал Ибн аль Кайим, описывая козни шайтана:

«Он нюхает душу, чтобы распознать, какая из двух сил преобладает в ней: отвага и смелость или отказ, отступничество и унижение.

Увидев, что в душе преобладают унижение и отступничество, шайтан начинает удерживать человека, ослаблять его решимость и желание выполнять то, что ему приказано. Он выставляет эти поступки обременительными, а отказ от них — лёгким, пока человек не бросает их полностью или пока он не начинает пренебрегать ими, делая упущения.

Если же он видит в человеке отвагу и высокую устремлённость, то начинает принижать значение того, что приказано ему. Он внушает ему, что сделанного недостаточно и что он нуждается в большем.

В первом случае он добивается упущений, а во втором — излишества.

Один из наших предшественников сказал:

“Какое бы веление ни отдал Пречистый Аллах, у шайтана всегда есть два вида наваждений:

либо упущения и нерадение,

либо излишество и чрезмерность.

И ему безразлично, благодаря какому из них он одержит верх”.

Большинство людей попадают на эти два пути, либо проявляя халатность, либо излишествуя,

и лишь очень немногие удерживаются на пути, которым следовали посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники».

Ибн Кайим. Игаса. Т. 1. С. 183-184; Бадр. Фикх ал-ад‘ийа. С. 86-89.


• Аят от чрезмерной жесткости в следовании тем или иным рекомендациям:

“Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. ЕСЛИ ЖЕ КТО-ЛИБО БУДЕТ ВЫНУЖДЕН ПОЙТИ НА ЭТО (на употребление запрещённых продуктов) ОТ ГОЛОДА, А НЕ ИЗ СКЛОННОСТИ К ГРЕХУ, ТО ВЕДЬ АЛЛАХ – ПРОЩАЮЩИЙ, МИЛОСЕРДНЫЙ” (5:3)

• Аят от чрезмерного потакания своим гастрономическим желаниям:

Вот вы сказали: «О Муса (Моисей)! МЫ НЕ СМОЖЕМ ВЫНЕСТИ ОДНООБРАЗНУЮ ПИЩУ. Помолись за нас своему Господу, чтобы Он взрастил для нас из того, что произрастает на земле, овощи, огурцы, чеснок, чечевицу и лук». Он сказал: «Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже? Спуститесь в любой город, и там вы получите все, о чем попросили». ИХ ПОСТИГЛИ УНИЖЕНИЕ И БЕДНОСТЬ. (2:61)

ЗАДАЧА: НАУЧИТЬСЯ БАЛАНСИРОВАТЬ МЕЖДУ ЭТИМИ ДВУМЯ КРАЙНОСТЯМИ

Нет никакого категорического «можно», нет никакого категорического «нельзя». Нет идеала. Есть адекватность: понимание, что действительно нужно и допустимо в данный момент времени в данной ситуации.

Одна крайность: потакание всем капризам нафса и тела.

Другая крайность: жесткое игнорирование истинных жизненных потребностей.

Различие между ними: умение отличить истинные потребности от капризов – искренность с самим собой и с Аллахом.


Ни один диетолог, ни один нутрициолог, ни один врач не могут вам точно однозначно сказать, сколько грамм мяса вам надо съедать в месяц, в год и как часто и в каком именно виде. Все рекомендации носят общий характер, и могут быть использованы, как некая отправная точка. И сегодня они могут быть уместными, а на завтра ваше состояние изменится, условия изменятся, и рекомендации становятся неподходящими. Либо надо, чтобы врач или диетолог были рядом с вами неотлучно и всё время могли мониторить ваше состояние и корректировать рекомендации по рациону в режиме реального времени. Но опять же, современная медицина опирается на анализы, а они бывают ошибочными, и необходимо время, чтобы получить результаты. И к тому же анализы ничего не показывают на стадии зарождения проблемы, когда одной коррекцией рациона можно предотвратить более серьёзные изменения.

Надо ли вам есть сегодня мясо, сколько и в каком именно виде, можете ответить только вы сами себе, адекватно воспринимая своё самочувствие.

И вот как раз с самочувствованием нынче у большинства беда.

— Как ваше САМО-ЧУВСТВИЕ?

— Если откровенно, то НИКАК.

Голова отдельно, тело отдельно. Ни о каком адекватном самоанализе не может быть речи, пока не ликвидируем эту диссоциацию. Поэтому на обучении акцент делаем именно на этом.

Именно поэтому я смело называю свою методику – «методика по восстановлению целостности».

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.